Выбираем недорогой гитарный комбоусилитель для дома: транзистор, лампа или цифра?

Выбираем недорогой гитарный комбоусилитель для дома: транзистор, лампа или цифра?

Споры о правильном гитарном усилителе для домашних занятий и репетиций в гараже идут годами. Времена, когда аналоговые модели однозначно выигрывали у цифровых-моделирующих, уже прошли, однако большинство музыкантов продолжают полемику «по старой памяти». В наши дни на рынке предлагается много усилителей на основе разных технологий, особенно когда речь идет о маломощных любительских аппаратах. Сегодня я попробую расставить точки над «i».

Транзисторные комбо

Прежде чем перейти к конкретным примерам и утверждениям, хочу кратко передать суть транзисторного усилителя. Транзисторы представляют собой маленькие низковольтные приборы для усиления, генерации и преобразования электрического сигнала.

Гитарист группы Pantera Даймбэг Даррелл использовал транзисторный усилитель Randall

Для создания одного полноценного устройства на базе транзисторов требуются сотни различных элементов. Чем больше элементов присутствуют на пути сигнала (от гитары к динамику), тем сильнее, теоретически, меняется исходный звук. Если производитель использует в своих комбиках много плохих дешевых элементов, то даже от качественного породистого звука вашей гитары ничего не останется. По сути, нет смысла подключать хороший инструмент к плохому усилителю — удовольствие получите разве что от тактильных ощущений. Отмечу, с технической точки зрения транзисторы более надежны, эффективны и производительны, чем лампы, но на слух большинство людей лучше воспринимают звучание ламп (об этом позже).

Транзисторные усилители не подвержены высокотемпературному перегреву

Значит ли все вышесказанное, что на твердотельные усилители не стоит вообще обращать внимания? Нет, не значит. Во-первых, транзисторные комбики все-таки бывают весьма качественными. Если производитель умеет строить правильные схемы, следит за качеством сборки и не использует откровенно негодные элементы, то у него получается хороший продукт. Во-вторых, транзисторные комбики априори стоят дешевле, что важно для гитаристов с ограниченным бюджетом. И в-третьих, сколько бы аудиофилы не восхваляли звучание лампового тракта, мой личный опыт показывает, что хороший комбик на транзисторах будет более правильным выбором, чем плохой ламповый усилитель.

Хорошо зарекомендовавший себя среди музыкантов полностью транзисторный усилитель Tech 21 Trademark

Слова словами, но нам нужны реальные примеры. Я перепробовал кучу комбиков для дома всех типов. Если говорить исключительно о транзисторных моделях, то у меня здесь есть несколько любимых производителей и моделей.

Hiwatt

Эта британская компания занимается гитарным усилением уже более 50 лет. Hiwatt почему-то не дотягивает до уровня популярности Marshall и Vox, но устройства этой фирмы не менее интересны. Помимо больших ламповых голов, Hiwatt производит компактные транзисторные комбоусилители любительского уровня. Несколько лет назад эта линейка называлась «Maxwatt», теперь ее переименовали в «Crunch», но суть не изменилась.

Небольшой Hiwatt на 20 Вт с динамиком 8 дюймов прекрасно справляется со своими задачами. Звучание отличается плотностью и динамичностью. На перегрузе чувствуется особенный британский характер аппарата. Также имейте в виду наличие встроенного ревербератора — один из самых нужных для гитариста эффектов. Главный минус — механические резонансы корпуса. Не уверен, что с этим можно как-то справиться, но если учесть остальные преимущества и адекватную стоимость, то можно просто смириться.

Marshall

В той самой серии MG (на текущий момент — MG Gold), которую многие ругают, на деле представлены весьма неплохие модели. Про сверхкомпактные модификации лучше ничего не говорить, но если рассматривать модели мощностью от 15-30 Вт, то эти усилители можно без проблем использовать дома, в небольшой студии или на репетиции. На солидный перегруженный звук рассчитывать не стоит, однако чистый канал с примесью имеющихся эффектов вас порадует. Отдельно обращу внимание на грамотный функционал, удобные настройки, простоту и стильный дизайн.

С точки зрения элементов контроля серия MG получилась очень удачной. В целом, Marshall MG — это очень слаженный и продуманный продукт.

Behringer

Под немецким брендом Behringer выпускается огромное количество аудиооборудования. Интересно, что продукты компании не только привлекают ценой, но и работают достаточно хорошо. В актуальной линейке комбоусилителей Behringer представлены модели только для акустической гитары. Некоторое время назад компания делала комбо и для электрогитар. В модельном ряду было много разного, но я хочу выделить компактный Behringer GM108. Найти эту модель можно только на вторичном рынке. Этот малыш, несмотря на свою простоту и низкую цену, может удивить: аналоговая схема, несколько видов усиления/перегруза, полноценный эквалайзер, выход на наушники и линейный вход. Весь этот набор опций дополнен на удивление плотным и напористым звучанием как на чистом, так и на перегрузе.

Хороший образец бюджетного решения для небольшого помещения.

Vox

Британцы Vox уже много лет принадлежат крупной японской компании Korg. Обе компании не понаслышке знают что такое гитарное оборудование. Нынешняя линейка гитарных усилителей Vox отличается современными технологиями с использованием цифровых систем, но у производителя всегда была и остается по сей день серия компактных транзисторных усилителей Pathfinder.

Если вас все еще пугают цифровые комбо, но хочется что-то условно легендарное, то Pathfinder может стать хорошим выбором.

Эта простая проверенная годами модель отличается фирменным перегруженным звуком, безупречным качеством сборки и узнаваемым стилем. «Просто, хорошо и без сюрпризов» — примерно так можно охарактеризовать Pathfinder. Кстати, пусть вас не пугает 6,5-дюймовый драйвер — в данном случае такого излучателя хватает.

Ламповые комбо

Гитарный стэк Marshall

Перейдем к хваленным лампам. Радиолампа работает примерно так: один проводник (катод) раскаляется и за счет выброса электронов создает электрический поток, направленный к другому проводнику (аноду). Весь этот процесс протекает исключительно в вакууме, если речь идет о лампах для усилителей звука. Понятие «разогреть лампы» происходит именно из природы электронных ламп: им нужно прогреться, чтобы достичь правильного рабочего состояния. Как известно, лампы всегда работают при высокой температуре.

Принцип работы лампового усилителя не подразумевает большого количества элементов в схеме, а это значит, что у производителя меньше шансов испортить сигнал многочисленными компонентами. Однако важнее другое — перегруженные лампы для человеческого уха звучат более приятно. Искажения ламп кажутся нам «музыкальными». Этот эффект создается гармониками (призвуками), которые появляются при перегрузке усилителя. У транзисторов эти «призвуки» добавляют в сигнал не теплоты и мелодичности, а, наоборот, некой жесткости.

Производители ламповых гитарных комбоусилителей (и просто усилителей) уже много лет придумывают разные схемы перегруза. Какой-то аппарат звучит мягче и прозрачнее, другой — плотнее, богаче, а третий — агрессивнее, напористее и резче, но при этом почти все ламповые аппараты хорошо воспринимаются на слух.

Имейте в виду, что ламповый аппарат требует периодического обслуживания, замены самих ламп и повышенной аккуратности при транспортировке. Также в ламповой технике частой проблемой становятся разного рода помехи.

Приведу пару примеров достойных полностью ламповых комбо для домашнего использования.

Yerasov

У этого отечественного производителя есть много разных ламповых моделей. Надо сказать, некоторые из них обладают очень взрослым звучанием. Например, комбо Marvel вполне подойдет для серьезных занятий музыкой. Такой аппарат можно поставить в акустически подготовленную студию или на сцену в клубе, но дома ему делать нечего. Для домашнего творчества хорошую службу сослужит, например, Gavrosh.

Ламповый комбо для дома Yerasov Gavrosh 8

Этот компактный комбик построен исключительно на лампах, снабжен неплохим динамиком (производитель предлагает несколько на выбор) и оснащен базовыми элементами управления.

Laney

В модельном ряду Laney пристальное внимание стоит обратить на серию Cub. Топовый Laney Cub 12R стоит относительно недорого (около 300 евро в Германии), но при этом может похвастаться большим динамиком, ревербератором, полноформатной панелью управления, разъемами для эффектов и предусилителя Return/Send, а также приятным дизайном и крайне полезной подножкой снизу, которая меняет угол направления динамика.

Усилители Laney Cub позволяют добиться приятного плотного саунда, но для качественного насыщенного перегруза лучше использовать дополнительную педаль по вкусу.

В зависимости от нужной мощности можно выбрать вход на 15 Вт или 1 Вт

Цифровые моделирующие комбо

Здесь необходимо сразу внести ясность: любой усилитель сам по себе является аналоговым, то есть он усиливает звук через транзисторы (или лампы), а цифровые элементы всячески дополняют схему. Отсюда следует, что говорить о цифровых комбиках как об абсолютно другом классе устройств не совсем верно. Сердце усилителя — это схема на транзисторах (или лампах). Цифровые алгоритмы улучшают, обогащают, меняют, искажают или преобразуют сигнал. Справедливости ради замечу, что в наши дни производители предлагают альтернативные «полностью цифровые» усилительные устройства на фирменных технологиях, но мы говорим о распространенных решениях, а не уникальных системах.

Моделирующий настольный усилитель Yamaha THR

Другими словами, цифровой/моделирующий комбо представляет собой в большинстве случаев транзисторный усилитель со встроенными звуковыми процессорами. Иногда бывает, что инженеры дополняют схему лампой, чтобы придать звуку интересную окраску.

Еще несколько лет назад эффекты, создаваемые процессорами (как перегрузы, так и пространственные/модуляционные эффекты) воспринимались на слух, мягко говоря, плохо. Цифровая эмуляция ламповых схем хоть и напоминала оригинальное звучание именитых моделей, но оставляла желать лучшего. Моделирующие комбики по сей день многими воспринимается негативно, даже если речь идет о дорогих аппаратах. Однако связанная со звукообрабатывающими процессорами индустрия зашагала так быстро, что мы и представить себе не можем. За последние лет пять в этой сфере произошел настоящий прорыв.

Сверхпопулярный в 90-е годы гитарный процессор Zoom 505

Многие профессиональные музыканты начали постоянно пользоваться напольными гитарными процессорами и усилителями с обработкой.  Такие компании, как Boss, Line6, Kemper сегодня выпускают процессоры, превосходящие по качеству звука большинство бюджетных ламповых/транзисторов комбо. Если говорить о домашних моделирующих усилителях среднего и начального ценового диапазона, то и здесь есть неплохие экземпляры.

Vox

Для домашней студии грамотным выбором может стать актуальная серия Vox VTX.

В комбиках VTX есть практически все, что может понадобиться. В предусилителе стоит лампа 12AX7, в памяти заранее предустановлено несколько неплохих пресетов, а также гитаристу доступно 11 моделей усилителей и 13 эффектов. В зависимости от помещения можно выбрать модель от 20 до 100 Вт.

Недостаток серии VTX заключается в сложном управлении, поэтому без инструкции разобраться будет не так уж просто.

Roland

Японцы Roland всегда подкупали меня своей простотой: аппараты этой компании настолько удобны в управлении, что о недостатках забываешь. Недавно в линейке Roland появились интересные комбо на базе технологии TubeLogic, фирменной системы обработки звука, направленной на формирование звучания «классического лампового усилителя». Эти аппараты стоят недешево, но заслуживают внимания.

Также Roland продолжает развивать серию Cube. Модель Cube-10GX, например, вполне слаженный комбик с необходимым набором опций для занятий. Кстати говоря, этот небольшой усилитель выдает сбалансированный звук как на перегрузе, так и на чистом канале.

На борту имеется блок самых нужных эффектов, а также эквалайзер на три полосы и несколько фирменных перегрузов. Отмечу, Cube хорошо передает характер звучания гитары.

Важное преимущество современного цифрового комбика заключается в наличии большого набора эффектов, нескольких типов встроенных моделей усилителей, компактности, качественном звучании и совместимости с программами звукозаписи. В январе на выставке NAMM 2019 практически все показанные новинки так или иначе могли подключаться к ПК или мобильному устройству.

Итог

Подводя итог, скажу, что аутсайдера или лидера в этой «гонке» нет — каждый тип комбоусилителя подходит под свои задачи. Как по мне, для дома нужен максимально универсальный аппарат с невысокой мощностью и большим набором функций. Я всегда обращаю внимание на производителя, качество сборки, задействованные технологии, дизайн и блок управления, который должен быть интуитивно понятным. Самое главное — верьте только своим ушам. Мы все слышим окружающий мир по-разному, поэтому не стоит пользоваться чужими ушами при выборе усилителя.

Нашли ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: