Интервью с гитарным мастером-самоучкой Николаем Ляховым: сигарбоксы, блюз и дедушкины инструменты

Коля живет в Магнитогорске. Этот уральский город известен как один из крупнейших мировых центров черной металлургии. Однако хорошая музыка, гитары и настоящее искусство в Магнитогорске тоже есть — Коля тому подтверждение. Уже много лет он увлекается гитарной музыкой и сам делает сигарбоксы — небольшие гитары из сигарных коробок, сыгравшие большую роль в становлении блюза.

— Первый банальный вопрос: откуда у парня с Урала взялась идея делать музыкальные инструменты африканских рабов и американских бедняков?

— На это меня вдохновил один музыкант — Seasick Steve. Сначала понравился его звук. Потом я узнал, что он играет на самодельных инструментах: сигарбоксе, дидли бо, гитаре из стиральной доски или колпаков от колес. Это меня удивило. Я стал искать музыку на этих инструментах. Оказалось, поклонников такой музыки много. Меня осенило, что можно играть на чем угодно и делать очень интересную музыку. Необязательно иметь дорогой инструмент!

Когда ты собираешь инструмент, ты заранее знаешь каким он получится в техническом плане или все проходит в импровизационном режиме?

— Перед тем, как приступить к работе, я продумываю, какой инструмент хочу получить: сколько будет струн, какие звукосниматели установлю, какой будет гриф, как сделаю некоторые элементы и т.д. Конечно, некоторые идеи приходят во время изготовления инструмента. Когда я делал четвертую гитару, мне захотелось сделать маркеры на грифе из саморезов. Оказалось, что это выглядит очень колоритно и подходит сигарбоксам.

У тебя в семье есть (или были) музыканты или мастера по дереву? Искусство гитаростроения ты осваиваешь сам? Есть помощники?

— В семье нет музыкантов или мастеров. Меня никто не учил. Даже в школе практически не было трудов. Максимум чему там научили — как пользоваться ручным лобзиком. Еще в младших классах в библиотеке брал книги типа «очумелых ручек» и сам что-то пытался мастерить. Часто свои игрушки чинил сам, иногда совершенствовал. Помню, как-то сделал небольшой снегоход из дерева, лыжа поворачивалась, а стекло было из пластиковой бутылки. Дедушкины инструменты всегда были под рукой и я ими пользовался.

Я пытался найти побольше информации о сигарбоксах. В основном были фотографии готовых инструментов. Реже можно было найти инструкции по изготовлению. Посмотрев на готовые гитары, примерно прикинул как они изготавливаются и попробовал сам. Как ставить лады учился на примере обычной гитары в Интернете. На самом деле сделать сигарбокс несложно. Однострунную или безладовую гитару может сделать даже ребенок.

Поначалу просил друзей помочь, одалживал инструменты. Для одной гитары друг фрезанул место для звукоснимателей и электроники.

В США есть специализированные магазины для мастеров, занимающихся гитарами из сигарных коробок. Там можно найти все, что душе угодно. Как с этим дела обстоят у нас? Сложно ли найти нужный бридж, колки и электронику?

Почти все необходимое есть даже в небольшом музыкальном магазине. Также все запчасти продаются в Интернете. Самое главное купить колки, лады и звукосниматели, остальное можно сделать самому. И то некоторые умудряются сами мотать звукосниматели, делать лады из гвоздей!

Что такое по-настоящему хороший сигарбокс лично по твоему мнению?

— Это сложный вопрос. Каждый звучит по-своему. Моя первая гитара была плохая, но на ней можно было что-то сыграть, она звучала. Хороший сигарбокс — это на котором есть струны.

У тебя в портфолио есть не только традиционные сигарбоксы, но и другие интересные мини-гитары (из канистр, жестяных коробок). Расскажи, что это за инструменты?

На самом деле это просто варианты сигарбоксов, только в качестве резонатора другая коробка. По звуку они отличаются из-за того, что корпус металлический. Из канистры мне понравилось делать гитару. Она не слишком мягкая и звучит объемно.

В твоем Instagram я видел очень интересный Telecaster. Нет планов сделать еще какую-нибудь электрогитару (да не одну)?

— Только если в таком же стиле, как тот Telecaster . Для себя не вижу смысла делать обычные электрогитары. Их полно в магазинах.

— Какие эффекты и усилители подходят для использования с сигарбоксами?

— Это дело вкуса и стиля. Мне нравится чуть-чуть перегруженный звук. Фузз и тремоло часто использую. Ну и без ревера никуда.

Удивительно, но на сигарбоксах играют во многих стилях. Даже блэк слышал.

Твои инструменты уже используются действующими музыкантами на сцене. Бывали ли у тебя индивидуальные заказы?

— Периодически появляются люди, которые хотят заказать гитару. Но я не делаю инструменты на заказ. Приходится отказывать.

Лидер группы The Rybushkin Blues Band Павел Рыбушкин с сигарбоксом, изготовленным Николаем Ляховым

В Америке сигарбоксы и связанная с ними музыка очень популярны. У тебя есть друзья из-за океана, с которыми ты познакомился именно благодаря сигарбоксам?

— С некоторыми людьми я немного общался в Instagram и все. Да и Интернет-общение не для меня. Чаще со мной связываются русскоговорящие, спрашивают про инструменты, изготовление и прочее. С радостью рассказываю им все.

Как считаешь, в современном мире у блюза, рока и фолка есть будущее или все это осталось в прошлом веке?

— У любой музыки есть будущее, она может найти своего слушателя. Просто вектор популярной музыки постоянно меняется и это нормально.

Коля с одним из своих инструментов

Какие музыканты вдохновляют тебя?

— Слушаю много музыки в разных стилях. Вдохновляют все, кто смог зацепить. Есть просто любимые музыканты – B.B. King, Buddy Guy, Eric Clapton, Gary Moore, John Coltrane, Charles Mingus… Их очень много!

Какие планы на будущее? Не хочешь ли организовать собственный бренд?

— Хочется поэкспериментировать с инструментами, сделать что-то новое. Еще давно думаю насчет логотипа, который можно на гитару ставить.

[Фотографии и видеоролики взяты из групп Николая Ляхова в Instagram и ВКонтакте]

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о